Советы родителям

Психологическая готовность ребенка в школу.

И вот заканчивается дошкольное детство вашего ребенка. Вы чаще думаете о том, что пройдет еще немного времени, и ему пора будет идти в школу. Конечно, вы хотите как можно лучше подготовить его к этому серьезному событию.

Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готовить малыша, начиная с трех лет, другие - за год до поступления в школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе. Самое главное - не впадать в крайности. Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Но и не пускать все на самотек, надеясь, например, на воспитателя детского сада.

Обычно, когда говорят о школьной готовности малыша, имеют в виду, главным образом, его интеллектуальное развитие. Но есть еще одна, не менее важная сторона. И связана она с психологической готовностью ребенка. Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с психологической готовностью ребенка к школе.

Психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам.

Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребенка была достаточно зрелой эмоционально-волевая сфера. Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости. Между учащимися, и это вполне закономерно, нередко возникают ссоры, обиды и иные конфликтные ситуации. Дети, избалованные родительской лаской, болезненно реагируют на замечания учителей, отказываются идти в школу и т. д. Во всех подобных случаях ребенок должен уметь сдерживать себя, управлять своим поведением.

Чрезвычайно важна в школе и способность к волевым усилиям. Ребенок вместо «хочу это» должен заставить себя делать то, что «надо», причем в течение установленного учителем времени. Вот почему так важно воспитывать и развивать волю у ребенка. В играх, при выполнении хозяйственных поручений дома, на специальных занятиях ставьте перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Не допускайте, чтобы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца.

Залогом успешной учебы школьника должно стать его стремление к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. Ведь очень трудно научить ребенка чему-то, если он сам этого не хочет. Желание учиться появляется под влиянием взрослых, которые определяют школьное обучение, как новый этап в жизни ребенка, этап взросления. Стремление ребенка стать более взрослым, школьником, способствует постепенному развитию ответственного отношения к школьным обязанностям: ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу.

 

Как приучить ребенка к горшку


Этот вопрос волнует большинство мам уже не одно поколение. И он неизменно влечет за собой целый ряд других вопросов. Прежде всего: когда начать приучать? А также: какой способ предпочесть, кнута или пряника? Продолжать ли использовать памперсы во время этого трудного процесса? Что считать нормой, а что – отклонением? Как быть с ночным недержанием?

До  полутора  лет  малыши  не  могут  контролировать  свое мочеиспускание. У них в мозгу еще не созрел центр, который подает сигнал от мочеточника. Оптимальный возраст для того, чтобы начать высаживать на горшок – год и три-четыре месяца. Даже не умея еще осознанно писать в горшок, малыш начнет потихоньку привыкать к нему. А приблизительно к полутора годам (у всех детей по-разному) созреет заветный центр ответственный за мочеиспускание, и малыш начнет осознанно писать в горшок.
 Как добиться наиболее эффективного результата? Ни в коем случае не ругать!  Этим  Вы  только  добьетесь  обратного: ребенок  испугается  горшка и будет воспринимать его как врага народа. А наша цель – подружить малыша  с  горшком. Для этого нужно, прежде всего, дать ему понять, почему  нужно  ходить   именно   на  горшок.  Испытанное временем средство  –  отказаться от памперсов. У ребенка в голове должна образоваться причинно-следственная связь: пописал – мокро, неуютно.

Если неожиданность случилась, можно также привлечь малыша к устранению неприятностей. Дать  ему  протереть пол сухой тряпкой или попросить сполоснуть в тазике штанишки. Пусть поймет, что за его выходкой последует трудовое наказание (не в прямом смысле этого слова).

Еще  совет: не заставляйте малыша сидеть на горшке часами. Посидел 7 -10 минут, удачно – неудачно, идем играть! Горшок не должен становиться тяжелым бременем. А вот если удалось пописать в горшок, обязательно похвалите. Одобрение и похвала мамы – лучшая награда для карапуза. И лучший стимул для того, чтобы повторить подвиг снова и снова.

Многих мам, уже успешно приучивших своих чад к горшку, волнует вопрос: как быть с ночным недержанием? Нормальным является ночное недержание мочи вплоть до пяти лет. Естественно, ругать ребенка, проснувшегося в мокрой кроватке нельзя. Хвалить, понятно, тоже. Есть три возможных пути, каждый из которых успешно используют разные мамы.

Путь первый: памперс. Даже научив ребенка ходить на горшок и, тем самым, отказавшись от памперсов в дневное время, многие мамы продолжают одевать их на ночь. Особого вреда от этого нет, но с возрастом лучше постепенно сводить эту практику на нет. Другой способ: высаживать ребенка на горшок ночью. Эффективно, но очень хлопотно. Приходится просыпаться самим и будить, а затем укачивать ребенка. И, кстати, это не гарантирует, что малыш через пару часов не пописает снова, на этот раз в постель.

Третья мера предосторожности: не давать жидкости за три часа до сна. Стопроцентной гарантии тоже не дает, но иногда спасает. В любом случае, одним или всеми из перечисленных способов воспользоваться стоит.

Подведем итог.

Приучать  малыша нужно постепенно и нежно, используя описанные приемы.  Помните,  что  Ваш малыш – уникален. И вместе с Вами он добьется успеха в этом первом в жизни уроке.

 

 

Что такое самооценка?

 

Что такое самооценка? Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.

Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: "Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!" Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

Как проявляется уровень самооценки в поведении?

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

Это, конечно, очень краткие описания. Но, может быть, кто-то из вас, дорогие родители, узнал своего ребенка?

 

Тест «ЛЕСЕНКА» (тест «Десять ступенек»)

 

Хотите проверить, какая самооценка у вашего малыша? Это легко сделать с помощью теста "Лесенка". Его используют с 3-х лет.

 

Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить. А теперь спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы. Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.

Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная). А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.

Но для детей-дошколят завышенной считается самооценка, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

Что же делать, если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена)? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи - все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.

 

Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки

 

Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.

Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение.

Поощряйте в ребенке инициативу.

Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки" / "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!"

Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!

 

 

 

Открытие сайта!
Сегодня наш сайт создан и постепенно будет пополнятся полезной информацией.